Поправки в закон и валютные операции — как будут решать проблемы казахстанские туроператоры

Profi.Travel расспросил нового исполнительного директора АТРК — Инну Рей — о том, что сегодня затрудняет работу туроператоров, почему отраслевой закон не выполняется должным образом и какие проблемы ассоциация будет решать в первую очередь.

В декабре Ассоциацю туроператоров Казахстана — куда входят пять крупных туроператоров, организующих чартерные рейсы и обслуживающих значительную часть рынка республики — возглавила Инна Рей, директор компании «Саят». 

Profi.Travel расспросил нового исполнительного директора АТРК о том, что сегодня затрудняет работу туроператоров, почему отраслевой закон не выполняется должным образом и какие проблемы ассоциация будет решать в первую очередь.

 

— В турбизнесе Казахстана проблема немало. Решение каких вопросов вы считаете первостепенным? Чем займетесь в первую очередь в качестве руководителя Ассоциации туроператоров?

— Действительно, сложных вопросов много. Но выбирать не приходится. Приняты поправки в закон, и в ближайшее время вся отрасль должна будет перестроиться и работать по новым правилам. Однако как именно будет строиться работа, пока неясно. Поэтому мы вплотную будем заниматься этим законом.

Также немаловажно, на мой взгляд, поддержать Союз индустрии туризма, созданный недавно, чтобы объединить туристические компании, которые будут в том числе работать с выставкой Экспо в 2017 году. Здесь тоже нужны серьезные усилия.

Кроме того, наша ассоциация работает уже два года и теперь мы можем подать заявление на аккредитацию в Национальной палате предпринимателей. Это кропотливая работа, но она важна для дальнейшей деятельности.

Вот эти три глобальные задачи стоят сейчас перед нашей Ассоциацией, а значит, и передо мной.

— Очевидно, что первый вопрос — наиболее болезненный: остается всего две недели, а ясности с тем, как будет жить отрасль с нового года до сих пор нет.

— Это так. Мы писали письма и высказывали свою позицию по каждому пункту изменений в законе. Не все наши предложения были учтены, но это и нормально — закон не может угодить всем. Но и по поводу конечных поправок у нас много вопросов. Мы написали во все инстанции, которые участвуют в разработке и принятии этого закона: хотим понять итоговую величину платежей, которые нам предстоят.

Мы бы хотели избежать создания администратора системы, но это уже невозможно — поправки прошли через парламент. И сейчас мы надеемся, что этот администратор будет «с человеческим лицом»: что можно будет обсуждать и влиять на его решения, чтобы его деятельность была прозрачной.

Пока неизвестно, как будут собираться платежи, какие будут суммы, кто их будет видеть, что будет с этими деньгами. Деньги будут поступать бесконечно, ежедневно... Представим прекрасную ситуацию, что никто не обанкротился, все выполняют свои обязательства — деньги копятся у администратора системы. Что с ними происходит дальше? При этом деньги ведь стремительно обесцениваются, нужно как-то управлять этим фондом.

А ведь планируются еще платежи с каждого турист. Это значит, что учет должен быть пофамильный. Как вести эту базу?

Мы написали обо всех этих замечаниях, но пока не будет администратора системы, который в своем уставе пропишет эти процедуры, все это невозможно решить.

— Есть какие-то сигналы от власти: когда появятся постановления, которые конкретизируют все эти процессы и суммы?

— Планировалось, что постановления примут дней за десять до Нового года, потом в 20-х числах января опубликуют.

Сейчас есть информация, что, скорее всего, администратор будет выбираться через тендер. Это тоже небыстро. Так что, думаю, работа наладится к концу февраля в лучшем случае.

— При этом фактически до сих пор не работают в должной мере поправки, вступившие в силу год назад и разделившие функции туроператоров и турагентств.

— Действительно туроператоры и турагенты разделены еще в предыдущих поправках к закону, где было сказано однозначно, что реализация турпродукта происходит через юридических лиц — турагентов. И компаниям нужно определиться: будут ли они формировать продукт или продавать. Но разделения не произошло. Рынок пока не сформировал в полной мере свое представление о туроператорах. Многие колеблются. Когда такое разделение ответственности на самом деле произойдет, оно серьезно изменит расстановку сил на рынке.

И как раз когда будут опубликованы все суммы отчислений и банковских гарантий, рынок быстро определится. Потому что на туроператоров ляжет большая нагрузка: если компания формирует турпродукт, она должна оформить банковскую гарантию, потом, если она участвует в чартерных программах — еще одну банковскую гарантию, и потом еще платежи за каждого отдельного туриста.

— Плюс страхование ГПО никто не отменял...

— Да, а страхование в этой сфере точно нужно менять, но, наверное, это будет уже следующим этапом.

Вообще, изначально в реформировании туристического законодательства одно из предложений было детально разобраться со страхованием гражданско-правовой ответственности, прописать более серьезные суммы. Но в итоге пошли по пути создания администратора.

— Давайте вернемся к другому вопросу, которым вы планируете заниматься в ближайшее время. Как может помочь туроператорам вступление в Нацпалату? Почему этот вопрос вы выносите в категорию самых важных?

— К сожалению, туристическая отрасль в структуре государственного управления Казахстана представлена на довольно низком уровне — существует департамент туризма, который сейчас вновь находится в состоянии реструктуризации. Опять будет меняться отраслевое министерство и понадобится много времени, чтобы снова вписаться в эту инфраструктуру. Но любые изменения будут требовать времени для упорядочивания работы А у нас много текущих дел и важных вопросов, мы не хотим терять время, нам нужно двигаться вперед.

Фактически Палата сегодня — наиболее дееспособный орган. Но и здесь, департамент туризма сокращают и относят наши вопросы в целом к сфере малого бизнеса. Поэтому сейчас важно туроператорам усилить свои позиции в НПП: решения там принимаются голосованием и важно, чтобы туроператоры были представлены там напрямую. Сегодня это, пожалуй, самый эффективный способ повлиять на ситуацию в отрасли.

— Вероятно, на отраслевой закон через Палату повлиять уже вряд ли удастся. А на какие проблемы турбизнеса вы планируете решать через Нацпалату?

— Например, остро стоит перед туристическими компаниями проблема покупки валюты. Мы хотим, чтобы у турфирм было право участвовать в валютных операциях, сейчас мы на этом теряем очень большие деньги.

Кроме того, изменения курса тенге зачастую приводят к тому, что разница в стоимости путевки становится столь существенной, что ее можно отнести к «существенному изменению условий договора», и у клиента появляется право расторгнуть договор. Но мы, в свою очередь, связаны с партнерами условиями возврата денег в случае отказа туриста от поездки. Мы перед поставщиками тоже несем ответственность. Права туриста также не можем ущемлять, он должен иметь право на отказ от путевки. В результате, мы оказываемся между молотом и наковальней.

Учитывая сегодняшнюю динамику тенге, это ударяет по туроператорам, и по рынку в целом сильнее, чем все остальное, что сейчас происходит.

Государство должно обратить на это внимание и дать нам возможность оперировать валютой. Иначе получается, мы либо совсем должны прекратить нашу деятельность, либо заставлять туристов постоянно доплачивать, а это серьезные суммы.

— Что мешает сегодня решить этот вопрос? Ведь он наверняка уже поднимался?

— Я уже ставила этот вопрос перед Нацпалатой и Парламентом. Мне отвечали, да, мы вас понимаем, но не только туристические компании являются посредниками в экспортно-импортных операциях. И если дать вам возможность участвовать в валютных операциях, придется давать ее и другим. А это невозможно.

Но все равно надо доказывать. Будем стараться убеждать.

— На фоне всех проблем с выездным туризмом, на мой взгляд, появляется тенденция к тому, что туроператоры больше внимания обращают на внутренний туристический продукт. На ваш взгляд, возможно ли импортозамещение в туризме?

— Я понимаю импортозамещение в производстве, но на внутреннем рынке мы просто не можем предоставить клиенту пляж, море, солнце такие, за которыми он вырывается летом за границу. Ведь оздоровление на длинных каникулах очень важно для нас – тяжелый климат.

     Кроме того, мы видим, что и в отелях Казахстана цены серьезно растут, отдых внутри страны нельзя назвать очень дешевым. Да и уровень сервиса не совсем тот, к которому привыкли наши клиенты за границей, и за который они готовы платить. 

   Но мы точно понимаем, что  это возможный и интересный продукт для рынка. Просто другой. И нужно сейчас постараться, чтобы создать привлекательный местный турпродукт. А всем нам  нужно немного перестроиться, чтобы научиться его продавать.

— И последний вопрос: какое событие в турбизнесе Казахстана вы назвали бы самым значимым в 2015 году?

— Пожалуй, самое важное — это подготовка к «Экспо». И это как раз в тему развития внутреннего и въездного туризма. Выставка сама по себе является туристическим продуктом. И это прекрасный объект притяжения: возможность сформировать предложение, завлечь людей, дать почувствовать Казахстан. Ведь сегодня личные впечатления — основной метод распространения информации. Потом к нам приедет уже вторая волна людей, которые услышали о нашей стране от тех, кто побывал на «Экспо» в Милане. 

Так что участие в миланской выставке, и подготовка «Экспо» в Астане, сейчас самое серьезное позитивное событие, на мой взгляд.

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

Туры в Таиланд дешевеют, но лишь на ближайшие вылеты

Отель можно найти и за 5 тысяч рублей на неделю.

Туры в Таиланд дешевеют, но лишь на ближайшие вылеты

Дешевые туры и авиабилеты в Таиланд предлагают и туроператоры, и телеграм-каналы, объединяющие информацию о скидках. Так, например, турпакеты представлены по цене от 47-66 тысяч рублей на одного человека, за эти деньги можно отдохнуть в отеле категории 5*. Авиабилеты на ближайшие вылеты есть за 9400 рублей в один конец. О спросе и ценах на направлении эксперты рассказали Profi.Travel 17 мая.

По словам туроператоров, чтобы так сэкономить, необходимо поторопиться. Таиланд не горит и, несмотря на то, что летом многие отели предлагают скидки, цены будут выше, чем на ближайшие даты. Спрос на Таиланд стабильный круглый год, и на лето в том числе.

«Цены по сравнению с прошлогодними выросли примерно на 10-15%, в большей степени в связи с ростом курса, — пояснили в компании Tez Tour. — На летний период большинство отелей предлагает выгодные дисконты, которые доходят до 65%. Поэтому, несмотря на сезон дождей (короткие ливни, в основном в ночной период) летний отдых в Таиланде имеет свои преимущества — более выгодные цены, меньше туристов и скопления людей на пляжах, экскурсионных объектах, сезон фруктов».

По данным экспертов, перелеты в Таиланд сейчас представлены достаточно широким выбором авиакомпаний — со стыковками есть предложения у China Eastern, Air Arabia, Etihad Airways, China Southern, Qatar Airways, Emirates. Прямой перелет (на Пхукет и в Бангкок) предлагает «Аэрофлот».

Летом стоимость поездки выше, чем сейчас. Например, на Пхукет — от 76 927 руб., в Паттайю — от 83 486 руб. на человека за тур от 9 ночей.

В компании «Русский Экспресс» назвали цены без перелета, есть и очень низкие. «Размещение на 7 ночей без перелета обойдется минимум в 4 776 рублей с человека (Icheck Inn Darisa Tropicana Hills Patong 3*, Пхукет), — уточнили эксперты туроператора. — Средняя стоимость размещения — от 39 тыс. рублей на человека (Pullman Phuket Arcadia Karon Beach 5*, Пхукет)». При этом, там добавили, что цены в среднем выросли на 20-25%. В то же время, появилось больше предложений по раннему бронированию со скидками от контрактной цены до 40%. То есть скидки вполне нивелируют разницу в цене, которая возникает в основном из-за курса.

«Таиланд действительно уже давно перестал быть только зимнем направлениям. Туры активно бронируются и в летние месяцы. Относительно цен стоит сказать, что в целом они остались на прежнем уровне. Рейсов вполне хватает, мы не испытываем недостатка в них», — уточнили в компании Anex.

В рознице также не отмечают существенного изменения цен по сравнению с прошлым годом. Но добавляют, что при сравнительно высоком среднем чеке спецпредложения есть и пользуются спросом.

По данным группы компаний «Слетать.ру», уровень спроса на туры в Таиланд с заездами будущим летом практически в 4,5 раза больше, чем в аналогичные даты прошлого года. Средний чек за год не изменился — 208 500 рублей.

«Турист запрашивал Эмираты, но, сравнив цены, вылетает в Таиланд — стоимость сопоставима, а направление все же более экзотическое». Он уточнил, что сегодня отправиться на 12 дней в отель на Пхукете можно, заплатив около 100 тыс. рублей за двоих«, — рассказывал Profi.Travel генеральный директор компании «Море туров» Сергей Перемутов.

При этом эксперты отмечают некоторое перераспределение спроса. В этом сезоне заметен интерес клиентов к региону Као Лак — это активно развивающийся регион примерно в 100 км от Пхукета, с отличными пляжами, высоким уровнем сервиса, и являющийся достойной альтернативой Пхукету в сегменте спокойного качественного отдыха 5*, рассказали в Tez Tour. Информацию подтвердили и в компании Anex, добавив, что курорт считается идеальным местом для семейного отдыха. Кроме того, стабильно растет спрос на Самуи, где лето как раз высокий сезон — спокойное море, комфортная погода.

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

Спрос на туры в Китай вырос вдвое — цены приближаются к допандемийным

Эксперты рассказали о предпочтениях российских туристов и проблемах на направлении.

Спрос на туры в Китай вырос вдвое — цены приближаются к допандемийным

Турпоток из России в Китай активно растет, пока превалируют туристы с высоким достатком, которые предпочитают экскурсионные туры, но и спрос на пляжный отдых на Хайнане восстанавливается — этому способствуют доступные цены. Эксперты рассказали Profi.Travel, сколько стоят туры в Китай, и какие программы наиболее интересны россиянам.

«Спрос устойчивый, на лето добавились сезонные экскурсионные туры с посещением национальных парков, — рассказала руководитель компании China Travel Анастасия Витушкина. — Пока еще в сезоне пляжный отдых и лечение. С Тайландом Китай вряд ли сможет поспорить по числу туристов из России, но жаловаться нет причин».

Напомним, в начале апреля генеральный директор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов говорил, что летом у Китая есть шанс обогнать Таиланд по спросу. Тогда КНР вышла у туроператора на пятое место по продажам. Пока Поднебесная серьезно проигрывает Таю, но на пятки почти наступает.

«На данный момент Китай у нас уже на четвертом месте по продажам на лето. Перед ним — Турция, ОАЭ и Таиланд, — пояснили в компании. — Спрос на Китай по сравнению с прошлогодним, когда продаж практически не было, вырос очень значительно».

По данным экспертов, с учетом прошлогодней «низкой базы», увеличение составляет минимум 100%.

При этом гендиректор компании China Tour & Business Travel, президент РОО «Русско-Китайский Клуб» Сергей Джан Ша отметил и ряд проблем на направлении. «В ближайшем обозримом будущем вряд ли возможно достижение уровня 2018-19 годов. Основные сдерживающие факторы связаны с достаточно высокой стоимостью поездок в Китай, техническими сложностями оформления индивидуальных виз в КНР, проблемами с банковскими переводами, а также дефицитом высокопрофессиональных русскоговорящих гидов», — пояснил эксперт.

По его словам, в настоящее время основную долю (90% и выше) составляют бизнес-поездки в Китай.

Правда, ситуация с ценами меняется. В компании «Русский Экспресс» подчеркнули, что есть огромный интерес к пляжному отдыху на Хайнане, в том числе благодаря очень доступной стоимости: тур на 8 ночей с перелетом и завтраками можно забронировать за 49 тыс. рублей с человека. Это примерно сопоставимо со стоимостью поездки в Таиланд, куда перевозки намного больше. В конце прошлого года, перед запуском прямых рейсов на китайский остров, туроператоры оценивали стоимость туров туда минимум в 90-100 тысяч рублей на человека. До пандемии, как сообщал Profi.Travel еще осенью 2019 года, недельный тур из Москвы на Хайнань предлагался и за 47 тыс. рублей на двоих. Но это объяснялось избытком перевозки и демпингом, обычная же стоимость была все же выше.

Сергей Джан Ша подтвердил устойчивый спрос на пляжный отдых на острове Хайнань. По его словам, четыре рейса «Аэрофлота» в неделю перевозят из Москвы около 5000 человек в месяц.

Стоимость экскурсионных туров традиционно выше. Анастасия Витушкина привела в пример программу в Пекин на 6 дней, цена которой начинается от 1250 долларов (114 тысяч рублей). Прошлым летом цена была аналогичной. По ее словам, туристы летят и в столицу Китая, и в Шанхай, и в Чэнду, а также используют внутренние рейсы, чтобы добраться до нацпарков.

Помимо бизнес-поездок, экскурсионных и пляжных туров, Сергей Джан Ша отметил популярность нестандартных программ. «Наиболее перспективным нам видится направление по созданию авторских индивидуальных туров для туристов с достаточно высокой покупательной способностью, — уточнил он. — Тут требуется высокая страноведческая подготовка менеджеров и экспертов, создающих такой продукт. Формируется устойчивый спрос на тематические профессиональные поездки для российских специалистов в различных сферах (врачи традиционной китайской медицины, ландшафтные дизайнеры, фармацевты, художники традиционной китайской живописи, повара). Совмещение повышения квалификации и отдыха позволяет монетизировать туристические поездки».

Как рассказали в туроператорских компаниях, ситуация с визами налаживается. Выбор у туристов есть: групповой безвизовый обмен, индивидуальные разрешения на въезд, визы в аэропорту. Со вчерашнего дня Китай разрешил безвизовый въезд и пассажирам круизных судов в портах городов Тяньцзинь, Далянь, Шанхай, Ляньюньган, Вэньчжоу, Чжоушань, Сямэнь, Гуанчжоу, Бэйхай, Хайкоу и Санья.

Что касается авиаперевозки, то ее объемы постепенно растут: авиакомпании регулярно заявляют о новых рейсах. Например, «Аэрофлот» планирует начать вылеты из Красноярска в Санью (Хайнань). Как сообщает РБК, губернатор провинции Ляонин Ли Лэчэн на встрече с премьер-министром Башкирии Андреем Назаровым поручил своему заместителю проработать вопрос открытия прямых рейсов из административного центра провинции Шэньяна в Уфу. С 12 июня Благовещенск и Харбин свяжут прямые рейсы.

«Даже с учетом существующих сложностей ощущается огромный отложенный спрос на поездки в Китай, — подчеркнул Сергей Джан Ша. — Количество туристов будет неизбежно расти по мере устранения сдерживающих факторов развития турпотоков между двумя странами».

Только важное. Только для профи.​

 

Читайте в Телеграме

 

Написать комментарий

Пожалуйста, нажмите на красный квадрат

2 комментария

Ирина
18 мая, 19:13
Скажите, пожалуйста, а из Екатеринбурга или Уфы планируется прямые рейсы на Хайнань?
Ирина
18 мая, 19:11
Скажите, пожалуйста, а из Екатеринбурга, Уфы планируется прямые рейсы на Хайнань осенью, зимой?

Новости по теме